Тема урока: «В гостях у кота Баюна» по литературе в 5 классе Составил: учитель русского языка и литературы Пилко Е.Я.
Цели урока: расширить представления ребят о волшебной сказке; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к фольклору.
Оборудование урока: происхождение слова «баюн» - таблица, репродукции картин художника Билибина и Васнецова; фрагменты аудиозаписи сказок «Иван-царевич и Серый Волк» «Царевна-лягушка»; выставка «умных вещей»; костюмы учащихся.
Ход урока.
1. Начало урока (приветствие , отмечается необычность урока)
2. Слово учителя. - объявление целей урока - чтение стихотворения учителем
О чем скрипят половицы, И ветер повеял чудесный, И тайна стучится в окна, И в чудо поверишь вдруг, И дрогнут чьи-то ресницы, И сразу меняются лица… Тихонько скрипят половицы- К нам сказка в гости идет.
-Сегодня мы в гостях у кота Баюна. -Как вы можете объяснить имя этого сказочного персонажа?
баюн баять рассказывать
-Я думаю, все, кто присутствует на этом уроке, не уступят коту Баюну в знании сказок и умении их рассказывать.
3. Конкурс знатоков сказочных зачинов. - Вспомним, как построена сказка. -А кто больше знает сказочных зачинов? -А что такое постоянные эпитеты? Подберем к словам эпитеты! Кто быстрее?
Дороженька красная Девица черные Молодец столбовая Море добрый Поле шелковая Тучи чистое Лес синее Трава дремучий Луга зеленые
4. Приметы волшебной сказки. - Вымысел, занимательность, поучительность. - А чему учат нас сказки? А помогают героям в этом «умные вещи»
5. «В хранилище волшебных предметов» Представлены бутылочка, «живая вода», гребешок, клубок, табакерка, платок, яичко на блюдечке, перышко. -В каких сказках встречаются эти предметы? -Как ими пользоваться?
6. Проверка домашнего задания. Я вижу. Вы подготовили костюмы сказочных героев. Расскажите о них. (ученики представляют подготовленные дома костюмы) Инсценировка эпизода из сказки.
7. Конкурс рассказчиков. На карточках изображены эпизоды из сказки «Царевна-лягушка» -Озаглавьте их. Перескажите. Сначала давайте вспомним памятку «Как рассказывать сказку» ( смотри тетрадь) 1) «Иван-царевич и лягушка» 2) «Хлебы для царя» 3) «На пиру» ( в качестве образца пересказа звучат фрагменты аудиозаписи)
(ученики оценивают рассказчиков-товарищей)
8. Конкурс сказочных концовок. Ученики называют известные концовки сказок - кто больше. ( На том пиру я был, мед-пиво пил…, У них там стоит бочка, на бочке -корец, а всей сказке конец и др.) - Но мы не прощаемся со сказкой, она остается
9. Самостоятельная работа -Прослушайте сказку «Иван- Царевич и Серый Волк» -Выпишите в тетради присказку и зачин.
10. Итог урока. -Понравилось ли вам в гостях у кота Баюна?
11. Домашнее задание: дочитать сказку «Иван-Царевич и Серый Волк» -выписать в тетрадь концовку сказки
(далее по выбору):
-нарисовать иллюстрации к сказке -написать сочинение-миниатюру «Чем мне понравилась сказка?» -пересказать понравившийся эпизод