Суббота, 20.04.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ ООШ с. Робчик Унечского района 
Брянской области 

Меню сайта
Форма входа

Главная » 2016 » Декабрь » 19 » КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Доброта спасёт мир»
13:58
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Доброта спасёт мир»

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Доброта спасёт мир»

Цель: поразмышлять с обучающимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

Форма: классный час-размышление.

Участники: обучающиеся класса, социальный педагог.

Подготовительный этап: классному часу могут предшествовать задания обучающимся.

1.Совместно с преподавателем литературы предложите ученикам написать сочинение на тему добра и зла:

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Л.Н.Толстой

2. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

3. Нарисовать символы добра и зла.

По ходу классного часа можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле:

  1. В добре жить хорошо.
  2. Делать добро спеши.
  3. Доброе дело и в воде не тонет.
  4. Доброе дело крепко.
  5. Доброму делу не кайся.
  6. Добро и во сне хорошо.
  7. Злой не верит, что есть добрые люди.
  8. Злом за зло, не воздавай.
  9. Где гнев, там и милость.
  10. Злой человек не проживёт в добре век.
  11. Во зле жить-по миру ходить.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Учитель предлагает обучающимся продолжить фразы:

  • «Доброта – это ….»
  • «Добрый человек – это …»

Обобщая ответы обучающихся, учитель скажет о том, что:

  • Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви;
  • Добро в первую очередь связано с умением сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, ап бескорыстно, по велению сердца.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

(М. Шехтер)

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова-дела важны?

Дела-делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М. Лисянский)

Вопросы к обсуждению

  1. Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
  2. Можно ли принудить человека быть добрым?
  3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Необходимость и готовность прощать влечёт за собой множество вопросов, для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание? Ответы на эти сложные вопросы надо искать самим.

Обсудите мнения знаменитых мыслителей, христианских вероучителей, высказанные на это счёт, которые могут служить нравственным ориентиром:

  • Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечает справедливость. На добро отвечают добром. Конфуций (ок.551-479 гг. до н.э.), китайский мыслитель.
  • Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Матф. 5:39.
  • Не будьте друг другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас. Ефес.4:32

Обсуждение высказываний можно начать со слов:

  • Меня затронуло в этом высказывании….
  • Я не согласен с этим высказыванием, потому что….
  • Мне кажется здесь важным то, что…

Ситуативный практикум

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас, помочь ему никто не может. Как вы поступите?

Предложите детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора. Зло противостоит добру. Зло-все, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло-это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло - это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло-когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших и взрослые не заботятся детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознавать. Преступник оправдывает себя обстоятельствами; хам кричит, что он прав; предатель, объясняет свой поступок вынужденной необходимостью; тираны и диктаторы клянутся, что пекутся о благе людей, принося им страдания и беды. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живём по совести и что мы кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастлив человек, приносящий страдания другим?

Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.

  • Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (ок.60-127 гг.)
  • Жизнь злых людей полна тревог. Д.Дидро (1713-1784), французский философ.

Далее учитель предлагает обучающимся послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос: в чём её смысл?
 

Солнце и ветер.

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее. - Я докажу, что я сильнее,- воскликнул ветер.- Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказал ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертны басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни. Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человек назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди могут оценить!

За добро добром платят!

Завершить классный час можно словами В.А. Сухомлинского:

«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность-главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе»

 

Просмотров: 615 | Добавил: школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0